Восстановление и реабилитация памятников архитектуры Проблема создания образа в архитектуре Композиционная структура здания Монастырь Ля Туретт

О преемственности и новаторстве

Понимание проблемы преемственности и новаторства неоднозначно прежде всего с точки зрения оценки этого явления в различные периоды истории. Так, например, в начале 20-х годов в Советском Союзе, когда отвергалось наследие прошлого, отрицалось все традиционное, новаторство было главным направлением зодчества. Оно поддерживалось идейным революционным содержанием молодой Советской республики и было естественным и единственно возможным для того времени. Другое было в эпоху итальянского Возрождения в период также отрицания предшествующего стиля готической архитектуры. Но тогда стояла задача создания новой архитектуры на основе возрождения римской античной традиции. Понимание традиций и новаторства неоднозначно также и в смысле рассмотрения объекта в целом, когда речь идет о включении современного здания в сложившуюся застройку в отличие от решения внутреннего пространства, подсказанного только идеями и требованиями времени. Эти две стороны архитектуры — существующая среда и проектируемый объект — взаимосвязаны, но всегда одно из них подчинено другому, и эта зависимость также становится причиной различного отношения к традиции и новаторству.

Одной из проблем творчества становится принцип, устанавливающий соотношение (отработанных ранее) традиционных и новаторских композиционных приемов и элементов интерьера. Неверная трактовка вопроса может привести к существенным ошибкам. Так, например, использование только известного, пусть даже лучшего, исключающее преобразование и новаторство, приводит к механическому копированию, трафарету, штампу и, наоборот, новаторство, отрицающее преемственность, делает архитектуру непонятной, трудно воспринимаемой. Шумерская культура оказала огромное влияние на все последующие культуры, став образцом для подражания на всей территории Месопотамии. Шумеро-аккадской клинописью пользовались многие народы, приспособив ее к своим языкам. Шумерские представления о богах, о строении мира, человеческой судьбе отразились во многих восточных религиях. «Космогонические мифы и географические карты, календари со знаками зодиака, сборники законов, словари, лечебники, справочные математические таблицы, литературные произведения, тексты для гадания — нельзя сказать, что шумерская цивилизация умерла, потому что достижения ее стали достоянием многих народов, и она послужила основой многих современных наук».

В работе над интерьером, где все составляющие его возникают в процессе творчества, где большей частью исключено активное участие естественной природы, всегда неповторимой и одновременно всегда близкой человеку, задача сочетания знакомого и вновь созданного, т. е. сочетание традиционного и новаторского, весьма актуальна.

Для вхождения в поставленную проблему мы обратились еще раз к выдающимся произведениям мировой архитектуры. Два крупнейших по своему значению памятника античности Парфенон в Афинах и Пантеон в Риме были созданы в результате отбора всего лучшего, что сложилось ко времени их строительства. «Баухауз»— первая школа художественного конструирования.

Осмысленная творческая переработка традиционного периптера и дорического ордера Парфенона, оптические коррективы и иррациональные формы были тем привнесением нового, что привело к созданию выдающегося произведения архитектуры. Творческое предложение Палладио во дворце Тьено заключалось в создании крупных контрастов и неожиданно во времени возникающих образов. В отличие от рассмотренных выше традиционных произведений существуют явно новаторские. Проект музея Маяковского – пример создания сложного пространства в реконструируемом здании Знаменитая библиотека Лауренциана Микеланджело в силу таинственности и неразгаданности художественных приемов удивляет всех, кто видел это прекрасное произведение архитектуры. Если вы посмотрите на план Дворца Труда архит. И. Голосова (1923 г.), то легко обнаружите истоки планов 40-х и 50-х годов с «плавающими объемами» Сложная оригинальная система опор, уходящих за пределы покрытия в центре круглых светящихся проемов, расчленяя пространство, решает композиционную тему ярко и неожиданно. Умело созданный контраст и ясное соотношение масштабов значительного крупного ритма опор и низких протянувшихся по периметру галерей определяют человечность архитектуры и одновременно— значительность пространства аэровокзала. Весьма примечательно, что оригинальная композиция Телецентра при всем своеобразии уходит глубокими корнями в далекое прошлое советской архитектуры, к одной из первых, поразившей всех, работе К. Мельникова — Парижскому выставочному павильону.

Основное содержание книги составили художественные проблемы интерьера, неотделимые от общих вопросов архитектуры и до сих пор малоизученные. Направленность исследования была определена общечеловеческим значением непреходящих ценностей архитектуры, а отсюда первостепенной ролью человека, его высших духовных потребностей в создании архитектуры как искусства. Выявлены требования к созданию среды, стимулирующей труд и отдых человека. Их следует рассматривать как условия, формирующие эмоционально-эстетическую реакцию человека. А это значит, что среда обитания, деятельности и отдыха должна быть эстетически организована, архитектура же должна быть подлинным искусством. 8 этом заключается гуманизация среды обитания в целом.

Монастырь Ля Туретт