Восстановление и реабилитация памятников архитектуры Проблема создания образа в архитектуре Композиционная структура здания Монастырь Ля Туретт

О проектировани интерьера в существующей застройке

Восстановление и реабилитация памятников архитектуры, реконструкция и преобразование существующих зданий, а также исторически сложившейся застройки с целью рационального их использования — одна из насущных задач нашей архитектуры. В целом она состоит в том, чтобы внутреннее пространство существующих зданий привести в соответствие с развивающимися технологическими, социальными и эстетическими требованиями. Сложность проектирования заключается в различной архитектурно-художественной и материальной ценности существующего, его сохранности и возможности преобразования, с одной стороны, и в весьма широком диапазоне конкретного использования— с другой. Желаемое не всегда совпадает с действительным. Конечно, это большая самостоятельная проблема, но частная в отличие от общих глобальных вопросов интерьера, поставленных в книге, и поэтому она могла бы не рассматриваться. Однако сложившиеся разночтения в понимании и реализации поставленных задач требуют их разъяснения. Эль Лисицкий Рождение абстрактного искусства

Обращаясь к практике, нетрудно заметить, как наряду с положительными примерами, заслуживающими внимания, решение сложных архитектурных задач проектирования интерьера в сложившейся застройке часто упрощают, идя по линии поверхностного оформительства, а иногда стилизации. Между тем выдвинутые жизнью эти архитектурные проблемы необходимо решать на самом высоком профессиональном уровне с точки зрения и функции, и композиции. Барокко Художественные стилевые направления в искусстве

Сложился термин «оформить интерьер». Часто употребляемый, он не случаен. Художника приглашают именно «оформить интерьер», и тот использует данное ему пространство для украшения его живописью, скульптурой, декоративными элементами. На страницах печати появляются статьи, авторы которых видят положительный факт в том, что интерьеры получили наконец «художественное завершение», несмотря на чисто оформительский подход, не всегда грамотный с архитектурной точки зрения.

Безусловно, есть в архитектурном пространстве места наивысшей интенсивности и можно предположить возможность использования их для расположения совершенного произведения искусства. Великая сила образности и эмоционального воздействия архитектуры основана не на украшении, а прежде всего на специфических качествах самой архитектуры как искусства, объединяющего пространство и человека в этом пространстве. Правильнее всего было бы показать, что можно противопоставить оформительству, обобщив деятельность мастеров архитектуры и специалистов в области интерьера и определить наиболее верные направления для разных условий проектирования. Если вспомнить стилевые различия интерьеров Камерона в Екатерининском дворце, Стасова в Зимнем, становится бесспорным отрицательное отношение к стилизации при проектировании интерьеров, за исключением восстановления уникальных памятников. Бывает и так, когда по тем или иным причинам (в основном из-за разрушения) невозможно полное восстановление интерьера. Тогда весьма прогрессивен прием контрастного сопоставления сохранившихся частей древнего памятника и элементов современной архитектуры. Последний зал с люстрой в форме корабля с деревянными панелями и фреской В. Ф. Фаворского с изображением панорамы города был своеобразен в своей условности. С этой целью существующую конструкцию заменили на независимый каркас, возведя его в освободившемся пространстве. Периметр наружных стен остался неприкосновенным.

Монастырь Ля Туретт