Восстановление и реабилитация памятников архитектуры Проблема создания образа в архитектуре Композиционная структура здания Монастырь Ля Туретт

О синтезе элементов интерьера и образе

Проблема создания образа в архитектуре непосредственно связана с вопросами композиционного замысла и синтезом отдельных составляющих — пространства и конструкции, оборудования и мебели, их формы, материала, света и цвета, а также элементов природы и изобразительного искусства. Архитектурный образ рождается в органическом сочетании конкретной предметной основы интерьера и отвлеченной абстрактной идеи, Соединение отвлеченных понятий и конкретных элементов в их целесообразности, полезности и художественной осмысленности происходит в процессе творчества. Напряженная творческая работа в этой области осуществляется в результате последовательного преобразования идеи, начиная от постановки социальных задач, композиционного замысла и кончая синтезом всех составляющих.

Характерно, что принцип композиционного построения и конкретные элементы интерьера, представляя в конечном смысле некоторое единство, в то же самое время самостоятельны и независимы. С одной стороны,— материальные элементы — части зданий, природа, предметная среда и монументально-декоративное искусство, возникая как необходимость, обусловлены частными требованиями, а именно процессами, происходящими внутри здания, самостоятельностью создания их, независимостью и многообразием возможных качественных характеристик. С другой стороны,— композиционные принципы, отвлеченные от всей конкретности, возникающие в форме абстрактных геометрических построений, организующих их осей и гармонических соотношений, существуют как независимая идея, как отвлеченная мысль, базирующаяся на предшествующем опыте.

Независимость и единство конкретного и отвлеченного имеют прямое отношение к творчеству. Отвлеченная композиционная идея распространяет свое влияние на отдельные элементы интерьера, объединяя и активно воздействуя на них. При этом один и тот же отвлеченный принцип построения может объединить самые различные элементы и, наоборот, аналогичные элементы могут быть подчинены разным приемам  построения. Так, в процессе творчества проявляет себя независимость отвлеченного  и конкретного. Греческая классика История зарубежного и русского искусства

Флорентийская мозаика в интерьере Культурного центра Олимпийской деревни в Москве

Возникает вопрос: достаточно ли того, что частные объективные требования, такие, например, как рациональная конструкция, требования практической целесообразности, комфорта, экономики стали бы обоснованием для отбора и преобразования элементов интерьера? Он использует при этом весь предшествующий опыт, останавливая внимание на лучших, отработанных и эстетически осмысленных образах, используя при этом композиционные приемы своего времени и одновременно делая предложения по созданию нового. Типизированная, последовательно отрабатываемая  пространственная структура в процессе  создания архитектурного произведения приобретала индивидуальную характеристику в результате отклонения от типа за счет привнесенных новых черт или уточнения характеристик — пропорций, формы, цвета и т. д. Участие конструкций в формировании пространственной структуры и собственно интерьера нельзя считать решающим в такой степени, как это было в готическом соборе или крестово-купольном храме. Создание пространственного структурного образования не является частной задачей интерьера. Выше, рассказывая о системном методе, мы проиллюстрировали необходимость творческого замысла и определение композиционной темы. Рельев во внутреннем дворе библиотеки им. К. Маркса а Ашхабаде Отражая самое существенное в содержании объекта, тема становится критерием для отбора главных ведущих элементов интерьера и уточнения их качественных характеристик. Вторая же сторона темы, служащая художественным выражением этого содержания, полностью зависит от творческого замысла.

Монастырь Ля Туретт