ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОЧИХ ЧЕРТЕЖЕЙ ДЕТАЛЕЙ МАШИН В КОМПАС-3D

ВЫПОЛНЕНИЕ рабочего чертежа вала-ШЕСТЕРНИ

Построение профиля главного вида

 Предварительно для удобства работы необходимо активировать нужные привязки. Для этого щёлкните на панели инструментов Текущее состояние  по стрелке кнопки Привязки (рис. 5).


Рис. 5. Кнопка включения глобальных привязок

 Появится диалоговое окно, в котором надо выбрать Настроить параметры. В окне Установка глобальных привязок (рис. 6) поставить галку «» в окошко Все привязки и щёлкните по кнопке ОК. Теперь все привязки активны и они обеспечат автоматическое подтягивание курсора в нужную точку на поле чертежа.


Рис. 6. Диалоговое окно Установка глобальных привязок

 Все изображения на чертеже стандартизованы и должны соответствовать ГОСТ 2.305-68 «Изображения — виды, разрезы, сечения» ЕСКД. Валы деталей машин обычно представляют собой последовательный набор цилиндрических и конических поверхностей. В проекциях на плоскости эти поверхности выглядят как прямоугольники и трапеции соответственно. Следовательно, главный вид вала при начальной проработке удобно создавать набором прямоугольников и трапеций. Для построения прямоугольников следует использовать команду Прямоугольник на инструментальной панели команд Геометрия компактной панели (рис. 7).


Рис. 7. Активизированная панель Геометрия

 Подведите курсор к кнопке команды Прямоугольник (курсор изменит свой вид на стрелку) и нажмите левую кнопку мыши. Команда активируется и внизу экрана появится Панель свойств команды (рис. 8). В окна Высота и Ширина надо вписать их значения в миллиметрах. В окне Стиль выбрать Основная. Это сплошная толстая основная линия, используемая для изображения линий видимого контура. Все линии стандартизованы и должны соответствовать ГОСТ 2.303-68 «Линии» ЕСКД.


Рис. 8. Панель свойств команды Прямоугольник

 В конструкцию разрабатываемого вала входит один конический посадочный участок под звездочку цепной или шкив ременной передачи ( участок Ш7 на рис. 10). Для его вычерчивания надо использовать команду Отрезок на инструментальной панели команд Геометрия.

Размеры конических элементов деталей могут быть представлены так:

диаметрами большего и меньшего оснований усеченного конуса и его длиной;

углом наклона образующей;

величиной конусности.

 Для выполняемого в данной работе вала надо использовать величину конусности 1:10.

 Конусность — это отношение разности диаметров двух поперечных сечений конуса (D – d) к расстоянию между ними Ɩ: К = (D – d) / Ɩ (рис. 9). Величина конусности стандартизована и должна соответствовать ГОСТ 8908-81 «Нормальные углы и допуски углов». Углы, за исключением специальных случаев, выбирают из ряда значений, установленных указанным стандартом. Примеры конусности:

Конусность

Применение

1:5

1:7

1:10

1:15

Легко разнимающиеся соединения деталей при перпендикулярных оси усилиях. Конические концы цапф.

Пробки кранов для арматуры.

Концы валов электрических и других машин.

Соединения поршней со штоками.


Рис. 9. Конусность

 Например, конический элемент детали с диаметром большего основания 30 мм, диаметром меньшего основания 20 мм, длиной 30 мм будет иметь конусность 1:3.

 Вал обычно является осесимметричным изделием, поэтому сначала формируем профиль верхней половины вала (см. рис. 10). Необходимые данные по вариантам представлены в Приложении, где:

В1...В8 — высота прямоугольников, равная половине диаметра вала;

Ш1...Ш2 — ширина прямоугольников, равная длине участка вала.

 Вал-шестерня состоит из нескольких участков:

Ш1 и Ш5 — посадочные участки под подшипник;

Ш2 и Ш4 — свободные участки;

Ш3 — шестерня;

Ш6 — участок под манжетное уплотнение;

Ш7 — посадочный участок под звездочку цепной или шкив ременной передачи;

Ш8 — резьбовой участок под гайку для осевой фиксации звездочки  или шкива.

 Участки вала Ш1...Ш5 находятся внутри корпуса зубчатого редуктора, а участки Ш6...Ш8 вне корпуса.


Рис. 10. Профиль верхней половины вала с параметрами

 В результате построений по размерам будет выполнен чертеж профиля верхней половины вала-шестерни в виде, представленном на рис. 11.


Рис. 11. Профиль верхней половины вала

Курс лекций Инженерная графика и техническое черчение